Содержание | Библиотека

ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников.

7. Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд как необходимый способ совершенствования, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна.

8. Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота (духовная) жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живет в чистом доме.

9. Когда семья не умеет, пусть школа научит чистоте во всем быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет община. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны.

10. Именно самая неотложная, самая насущная задача — это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.

11. Из обычного можно извлечь искры красоты. Убогий педант оттолкнет каждого, кто не выносит бездарного отношения к красоте. В школах должна быть вдохновенность.

12. Урусвати (Е.И. Рерих) знает сущность любви к Природе. Агни-Йог любит Природу, в малейших и величайших проявлениях ее он усматривает красоту; он чует величие, насыщающее пространство, йог познает, что для него Природа есть окно к дальним мирам и вход в Мир Надземный.

Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо многие вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения ее в жизни. Так нужно наблюдать на детях явление тяготения к Природе и особенно к Небесам.

Можно наблюдать два противоположных типа, и каждый учитель должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам дальним. Уявление таких способностей указывает на ценное накопление в прежних жизнях. От таких детей следует ожидать труд на Общее Благо; такое понятие зажигается восторгом перед величием Мироздания. Но часто взрослые презирают наиболее ценные черты малышей. Урусвати помнит, как ее прекрасное видение было осмеяно. Так многие замечательные проявления высших энергий кажутся невеждам пустым бредом. Давно пора истинным ученым прийти на помощь малышам, глаза и уши которых открыты.

13. Мы указываем на значение музыки как на Земле, так и в Надземном Мире. Пусть молодые признают возвышенные созвучия, они нужны как для Земли, так и для Мира Тонкого.

14. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?

15. Также и для лечения цветом нужно, открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но все же касание просвещенное нужно. Если даже от прежних накоплений (прошлых воплощений) глаза уже открыты, то все-таки нужно, чтобы прозвучало призывное — смотри!

16. Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям.

17. Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школе должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования.

18. Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма.

19. Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и семьях.

20. От всего сердца приветствую мысль устройства театра для детей. Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях. Увлекательные, высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начинать именно с детей.

21. Особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие, обсуждения заложат основу мышления.

22. Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?

23. Пусть дети получат хотя бы намек на красоту Беспредельности. Сперва произнесется слово, но после зародится понятие.

24. Умение помыслить просто и ясно будет следствием воспитания духа.

ГЕРОИЧЕСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ

25. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей.

26. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение.

27. Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли.

28. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный прежде всего открыт героям и подвижникам.

29. В спартанских школах приучали детей к возможным опасностям, чтобы развить находчивость. Также нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. Пусть в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости.

30. Нужно от школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти огни самоотвержения.

31. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение... Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключаются именно в многообразии при единой великой основе Родины.

32. Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед Родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции — «не сражаться за Родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И, пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса, ибо не знаю более дикого проявления невежества. Но так как мы живем в мире, где все еще и, прежде всего, уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей Родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов.

33. Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются воинами. Все Бодхисатвы и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя, как неотъемлемый атрибут, — Меч.

Вспомним и наших Михаила Архистратига и Георгия Победоносца. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской, Святой Сергий Радонежский, князя Дмитрия на тяжкий подвиг исторической битвы против татар и не послал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все великие Подвижники Воителями во благо? И не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копьях светоносных, устремленных против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть сама основа жизни Космоса.

Сама жизнь по сути есть борьба. Формы борьбы с тьмой и хаосом для воплощенного человечества постепенно с течением эволюции перемещаются с физического плана на мысленный и духовный. Но необходимость героического воспитания никогда не исчезнет, поскольку вечна жизнь и вечна борьба, без которой не возможна эволюция этой жизни.

ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЗНАНИЮ

34. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира, и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами.

35. Проследите развитие науки за последние полвека: можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего.

36. После общего школьного образования люди Запада обычно покидают знание или вытягивают из знания тоненькую нить специальности, вместо того, чтобы соткать целую сеть улова.

37. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем (В.И. Лениным) — «всем нужно, во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни».

38. Потому так важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за своевременного отказа принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.

39. Борьба с невежеством должна быть явлением мировым. Ни один народ не может хвалиться, что он достаточно просвещен. Никто не может найти достаточно сил, чтобы одолеть невежество в единоборстве. Знание должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве. Пути познания не знают преград, также, и пути знания должны процветать в обмене мнений.

Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окаменевшие мозги, которые не допускают новых достижений! Каждый отрицатель не может уже называться ученым. Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы Мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий. Наука может найти великое даже в поисках малого. Спросите великих ученых — сколько раз самые изумительные откровения происходили в процессе обычных наблюдений! Глаз был открыт и мозг не запылен. Путь умеющих смотреть свободно будет путем будущего. Именно борьба с невежеством неотложна, как с разложением и тлением. Нелегка борьба с темным невежеством, оно имеет много пособников. Оно ютится во многих странах и прикрывается различными одеяниями. Нужно запастись мужеством и терпением, ибо борьба с невежеством есть борьба с хаосом.

40. Указать надо о качестве требуемого знания. Знание должно быть безусловно. Каждая условная связанная наука причиняет непоправимый вред. Свободное сочетание элементов даст не повторенные, новые достижения.

Кто может предписать химику пользоваться лишь одной группой элементов? Кто может заставить историка и философа не касаться исторических фактов? Кто может приказать художнику употреблять лишь одну краску? Знанию все открыто.

Единственным преимуществом в областях знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов.

Больше всего заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты.

О ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

41. В Вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! Конечно, в старой литературе встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобрать и, главное, изъять все вредящие.

42. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать — переспи на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу... Именно книги засоряют сознание детей.

43. Нужно им (детям) дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана.

44. И книжечки для детей с изложением основ «Живой Этики» тоже очень нужны. Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая на новые пути в связи с «Живой Этикой» и достижениями науки. Расширенное сознание изберет свой путь.

45. Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины — утвердить книгу как друга дома. Кооператив прежде всего имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях Родины и связи ее с миром; показаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердятся, так же как и милосердие.

46. С помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!

47. В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громоносная, и слово как педаль мысли. Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию... Знание, наконец, должно построить научно мост устремления к духу. Новый Мир явит утверждение смелого познавания.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА
ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

48. Советовала бы Вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же, как и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения.

49. Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросами, как поступили бы ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наоборот, открыть поле всяких соображений, так учащиеся вступят на первое испытание.

50. В школах не следует читать лишь о героях. Несколько безымянных примеров судьбы шатунов будут уместны. Яркое пламя подвига еще больше засияет от судьбы тушителей.

Имею в виду тех блуждающих, которые не только теряют путь свой, но и затрудняют движение близких. Шатун не только расточает свои сокровища, но и обкрадывает других... При этом замечайте, что шатун обычно не в себе сомневается, но именно в других и тем самым вносит разложение...

Прошлое многих шатунов может быть поучительно для школ.

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

51. Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

52. Но нужно начинать наблюдения над сердцем с младенчества.

53. Чистота сердца явлена огнем. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но все же ни дома, ни в школе не говорят об огне очистителе.

54. Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснять уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так уже дети узнают, о чем нужно заботиться. Они очень недоумевают, что явлено в груди, что бьется постоянно.

55. Правильны рассуждения о детском образовании, но и в этом случае упускается вопрос сердца. Между тем явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение.

56. Методы воспитания сердца должны быть очень подвижными. Нужно с малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности. Нелепо считать часто непонятные отвращения как невежественные глупости. Нередко в этом сказывается целый строй сердца и могут быть построены самые полезные выводы. Но больше всего нужно опасаться сердца, не знающего ни склонностей, ни отвращения. Значит, сердце спит. Таких спящих сердец много и это ведет к распаду духа.

57. Действительно, жестокость должна быть искоренена: не только жестокость действия, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. Как самая бесчеловечная, отупелая и злобная тьма, должна быть очищена проказа низкого мышления. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток темного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостоять потоку тьмы. Такая накопленность сознания редка. Нельзя предполагать такое достижение во всех; наоборот, следует принять меры по низшей ступени. Так же не будем мертвенно повторять великую заповедь — «не убий!». Но подумаем, где больше убийства: в руке, в слове или в мысли? Нужно подумать, что мысль людей очень готова к убийству.

58. Много физических ядов, но еще больше психических. Дети бывают отравлены от самых ранних лет. Они чуют злонамеренность взрослых, и организм их бывает уже открыт для самых ужасных болезней. Нужно не только изобретать машины и роботов, но нужно изобрести и всечеловеческую справедливость.

59. Не следует понимать жестокость как болезнь, она, так же, как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.

В государстве оба эти мрачные исчадия должны быть изъяты законом. В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков.

60. Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного (сердечного). Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает свое чудесное построение.

61. Пусть с малых лет дети уже привыкают к осознанию Надземного Мира. Пусть мечты о явлениях высших зарождаются в мозгу ребенка. Самый земной труженик может иметь сокровенное сокровище и любить такие часы возношения.

62. Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но, применяя тонкое понимание, иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются. И когда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением.

63. Пусть школы найдут простые слова о Мире Надземном, где может быть прекрасно каждому пожелавшему преуспеть.

64. Нужно освоить понимание Надземного как полезную реальность. Мало допускать Надземное, но не вводить его в жизнь каждого дня. Так нужно заботиться, чтобы молодое поколение уже от ранних лет начинало мыслить о Надземном.

65. Современная Йога — связь с Высшим — должна осуществляться среди обыденности жизни. Не уход от жизни, но претворение ее заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце может отворить вход в Высшие миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования. Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу.

66. К сожалению, Мир Надземный не признан. Можно ли ожидать скорого его признания, когда люди поглощены ненавистью и разрушением? Но вдохновение еще не изгнано из словаря. Можно ждать, что найдется учитель, который в начальной школе пояснит великое значение вдохновения. Пусть малыши слышат о Надземном Сотрудничестве. Такое высшее воздействие не будет калечить творчество человека, но оно коснется его, как прекрасные крылья!

67. Урусвати (Е.И. Рерих) знает, насколько многоразличны пути человека к Надземному Миру. Следует помнить это многообразие, чтобы помочь молодым в искании Высшего Мира. Главное, нужно уберечь от узкого мировоззрения. Начиная от первых школьных лет, необходимо в доступной форме заложить основы широкого мышления; к тому же нужно приучить молодых к передвижению, ибо ничто не сравнится с личными встречами различных мировоззрений...

Пусть школа ознакомит с условиями различных существований. Пусть школа научит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей. Ум и творчество пусть раскроют возможности, доступные каждому. Нужно озаботиться, чтобы каждый ребенок уже чуял, что возможности заложены в нем самом.

68. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном — должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не станет отвлеченным и сольется со всем Бытием... Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии.

69. Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни.

70. Первая молитва ребенка не должна быть осмеяна или порицаема... Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть, ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. Кто же может вторгаться, чтобы потушить светлый порыв! Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный путь.

71. Радость и мужество необходимы, но без Огня эти качества не создаются. Рассудок может лишить всякой радости и тем закрыть врата будущего. Но огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренне принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание. Но кристаллизация есть огненное действие. Лучшие породы кристаллов сложены Огнем. Так и несломимое сердце образуется от огненного воздействия. Это вовсе не символ, но чисто лабораторное заключение. Но как далеки бывают люди от огненных соображений!

72. Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения... Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля и Чаша Сердца1 , отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе... Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа... И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

73. Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее. Не без причины Йога Труда предлагалась человечеству как близкий путь к достижению. Не будем молчать о необходимости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят будущих тружеников и творцов.

74. Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы яснопонятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника.

75. И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство. Утвердится во всей жизни качество прекрасное. Не останется ничего во тьме. Невежественность будет преступлением позорным. Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен. Так будем утверждать любимое мастерство, которое вознесет всю жизнь.

Прочно лишь то достижение, которое получено самостоятельным усилием.

76. «Сам, сам, сам!» — восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают на меня», — так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоятельность.

В школе нужно приучать детей к настоящему «взрослому» труду.

77. Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить.

Именно в главе о трудовом воспитании полезно будет вспомнить об одном прочно укоренившемся предрассудке. Так, воспитатели часто бранят ребенка, когда он пытается работать левой рукой.

78. Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых.

79. Труд — венец Света. Надо чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую атмосферу.

80. Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования — ты все можешь... Сознание — «все могу» — не есть хвастовство, по лишь осознание аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своем открывает затворы.

Особенно важно уже с детства усвоить значение труда коллективного.

81. Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими.

82. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость.

83. Следует в каждом школьном предмете указать, в чем будет заключаться сотрудничество, сотрудничество есть гармония человечества.

Не надо думать, что труд развивает лишь физическое тело или интеллект.

84. При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд — как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным, тогда в огнях сердца создается труд пространственный для будущего. Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда. Тогда пространственный труд сознательно проникает в высшие сферы. В этом условии сознательности сердце получает прочный доспех, который даже пригодится для Огненного Мира. Будем стремиться к доспеху, всюду пригодному.

85. Урусвати знает, почему Мы часто поминаем о ценности труда. Труд зарождает ритм; в труде приобщаются к надземным вибрациям, потому явление высокого качества труда так значительно. При этом каждый хороший труженик повышает свои вибрации и приближается к восхождению.

Не следует выделять особые области труда, ибо в каждом труде можно достичь высоких напряжений. Труд должен быть ритмичен и потому каждодневен. Не следует для труда ждать каких-то особых вдохновений. Молитва труда может возникать каждый час, и в ней человек постигает новое совершенствование.

Не будем отрицать машинный труд, ибо в руках напряженных скажется истинное мастерство. Кто возьмется пронести границу между мастерством и творчеством? Поистине, сознательный труженик всегда и творец в своей области. По счастью, каждую область можно совершенствовать; при этом человек невольно приобщается к высшим вибрациям и к Надземному Миру. Каждый миг такого приобщения может принести полезное открытие, к тому может способствовать доброжелательное сотрудничество.

Явление усовершенствования труда есть задача ближайшая. Не удаленные века, но грядущие годы покажут победу труда, вместе с тем приблизится благодатная вибрация Новой Эпохи. Не забудем, что на границе Светлой Эпохи нужно уметь почитать труд.

86. Мы уже говорили, что отдых есть смена труда, но нужно иметь в виду иные, полезные отдохновения. Такими будут: общение с Надземным Миром, обогащение познания, созерцание величия Природы и творчество человека...

Следует в школах объяснять, в чем заключается отдохновение, приносящее здоровье духа и тела. Пусть молодые строители жизни найдут равновесие труда и отдохновения. Пусть они найдут время помыслить о Мире Надземном. Они, может быть, начнут с насмешки, но затем простая логика заставит подумать глубже. Может быть, они начнут мыслить от астрономии, или химии, или от любой отрасли физики, и они натолкнутся на нечто им неизвестное. Особенно теперь, когда люди начинают мыслить об энергиях, можно ожидать, что пытливые умы поймут ширь возможностей, преображающих бытие.

87. Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной.

ВОСПИТЫВАТЬ УСТРЕМЛЕНИЕ В БУДУЩЕЕ

88. Пусть не думают люди, что нужно уходить в отшельничество для нормального развития сознания. Можно и среди земного быта находить прекрасное устремление, и такой подвиг будет даже чудеснее. Но следует обострить устремление, подобно стреле мощного лучника.

Пусть в школах учителя скажут о мощи возвышенного устремления. Пусть введут мгновения молчания, когда малыши должны устремить мысль о самом Прекрасном. Такие мгновения могут вызвать искру сердечного огня.

89. Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей.

89. Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочет понять, что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации. Можно достичь, лишь полюбив будущее. Не многие любят будущее. Страна трудовой радости, совершенствуя качество труда, может быть естественно увлечена в будущее.

90. Люди не могут мыслить о будущем, ибо обычно пребывают под чарами иллюзии прошлого. Представим себе человека, который через много дней получит неприятное известие о чем-то, уже давно происшедшем. Уже это событие не существует, — сам человек уже жил много времени после случившегося, но он погружается в прошлое и теряет связь с будущим. Ведь древо будущего должно расти, и нельзя рубить его уязвлением погружения в прошлое. Нужно обращать внимание в школах на изучение будущего.

91. Искание новых путей — самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. Это должны запомнить все новые. Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками. Как невозможно средневековым ключом открыть современный замок, так и невозможно людям со старыми привычками открыть дверь в будущее.

Человечество должно сначала принять будущее, если ждет успеха. Но не может быть успеха в прошлом, потому искание новых путей — первая необходимость. Уявление подвижности в искании есть основа успеха.

92. Советую явить время для детей. Пусть тащат сами бревна своего города.

93. Учите малых строить свои города!

Воспитание есть творческий процесс, не терпящий шаблонов. Процесс воспитания — это сотворчество воспитателя и ребенка, в котором выявляются индивидуальности обоих. «Живая Этика» учитывает это, потому дает не столько конкретные приемы и методики воспитания, сколько вооружает воспитателя знанием особенностей духовной эволюции детей, дает общие подходы к проблеме, основанные на знании природы и законов тонкой (духовной) материи. Дальнейшее зависит уже от находчивости, способностей и таланта воспитателя.

Главную цель воспитания очень емко и точно выразила Е.И. Рерих в своих письмах:

«Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения и смысла жизни, ими проходимой».

«Самое насущное дело — воспитание и образование молодых душ, строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области». (Из неопубликованных писем Е.И. Рерих).

<<Предыдущая глава    Следующая глава>>