Содержание | Библиотека

РАЗВИТИЕ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

127. Нужно признать, что ярая ненависть может опрокинуть корабль человечества. Нужен мудрый Кормчий не только в Земном Мире, но и в Надземном. Но откуда придет понимание равновесия, если в школах не будет изучаться наука мышления? Дети должны уметь распознавать, где требуется равновесие и его сестра — справедливость.

Напрасно люди полагают, что справедливость есть понятие условное: у каждого своя справедливость и свое добро — такое заблуждение может причинить непоправимый вред. Справедливость и добро являются понятиями неопределенными, но нужно заглянуть в сущность сознания, чтобы почуять Основы Бытия.

128. Советуйте развивать мышление и наблюдательность. Сердце не может знать свое назначение, когда вместо мысли — блохи и вместо наблюдательности — крот; с такими спутниками не уехать! Теперь, именно, время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученных сокровищ. Перепроизводство есть признак мелкого мышления и не наблюдательности. Сказано — в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению. Сердце не может питаться лишь извне, оно должно быть поддержано и земными устремлениями. Устойчивость устремлений придет также и от зоркости познания.

129. Человечество распадается на допускающих и отрицающих. Первые несут в себе зерно Нового Мира, вторые порождают космический сор. Если бы кто-то пожелал провести границу второго разделения, он бы поразился извилистым проводом деления.

Особенно, поразительно, что среди отрицающих оказываются великие деятели и ученые. Им не приходит на ум, что их творчество может увеличиться освобождением от темного самозапрета. Лишь в Надземном Мире они поймут, насколько сами мешали своему продвижению.

Но в земном быту такие отрицатели безнадежны. Только сильное потрясение может вернуть им широту кругозора. Потому следует обращать внимание особое на детей, сознание их еще не засорено.

130. Пусть учитель сумеет от первых лет сообщить учащемуся о мощи тонких энергий. Пусть учитель начнет любым путем приобщать молодых. Кому ближе Астрономия, кому ближе Космография — пусть начнут изучать ее. Все науки могут устремить к Наивысшему. Только смущенное мышление может преградить познание. Потому учитесь мыслить, познавайте радость мышления, успевайте среди любой жизни устремляться к океану радости.

131. Так нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа.

132. В каждой школе должно обучать накоплению быстрого мышления, без него как пройти сквозь пламя?!

133. Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося.

134. Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным.

135. Даже на самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли.

136. Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. Не самые проделки, но течение мысли будет путем продвижения. Не сверхъестественно это понимание чужой мысли, но оно складывается во многих движениях и взорах. Немного внимания — и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания.

137. Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение (медитацию). Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа.

138. Нужно в школах установить науку о мышлении, не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о мышлении, многие качества требуют развития — четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

139. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжелодумие разрушали уже сложенные возможности.

140. (Нужно уберечь сознание ребенка)... от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
И ВНИМАНИЯ

141. Одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Мы называем ее зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но, в действительности, оказывается противное. Люди затуманивают себя суевериями и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Но наблюдательность должна быть воспитана.

Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Невежество царит по-прежнему. Голоса просвещения одиноки и гонимы. Пусть эти гонения несколько отличаются от темных веков, но они существуют во всей бесчеловечности.

Не будем хвалиться культурою, ибо она принимает уродливые пределы. Какая же культура может преуспеть, когда само искусство мышления не воспитывается в молодежи! Даже не помогут прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Потому так необходимо заострить зоркость, чтобы события мировые получили особый смысл.

Люди пытаются оправдаться тем, что Вселенная ввержена в хаос, и мысль человеческая бессильна; но к мысли не приложимо такое определение. Именно мысль мощна во всем. Самое устремленное сознание уже успевает пространственно, и даже зародыш мысли уже мощен. Наблюдательность поможет усмотреть, как мысль движет не только мускулами, но и самыми сложными воздействиями в жизни. Среди обихода можно наблюдать самые чудесные проявления.

142. Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накопляется так же медленно, как и сознание. Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни. Так же укрепляется и наблюдательность. Не может быть отвлеченного сознания, не может быть теоретической наблюдательности. Но чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки. В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире, потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это будет уже достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную, огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.

143. Также нужно понять, что внимательность должна быть развиваема с младенческих лет. Пусть она будет врожденной, но необходимо открыть ей двери.

144. Внимательность есть одно из первых условий для удачных психических наблюдений. Люди нередко говорят об устремлении, о зоркости, о настороженности, но самая простейшая внимательность не усвоена. Так, у них формула «жить в опасности» приобретает нелепое значение. Конечно, расширенное сознание приносит и естественную внимательность, но таких сознаний немного.

Счастье в том, что внимательность может быть воспитана, но для этого и в семье, и в школе должно быть установлено развитие внимательности. Нужно обратить внимание школьников не только на какие-то особые проявления, но и на малейшие черты обихода.

Психический мир проявляется прежде всего в обиходе. Самые ценные особенности духа можно наблюдать даже в сером быту. Не будем считать героями лишь устремленных на благо человечества, но внимательно отличим тружеников среди обихода. Такая внимательность принесет много наблюдений, и среди них будут проявления естественной психической энергии.

145. Урусвати знает дар делимости внимания. Упорное напряжение воли может усилить внимание одновременно к разным предметам. Не думайте, что такой дар присущ каким-то гениям. Каждый человек в течение различных существований может развить в себе способность очень остро замечать окружающее и отвечать на разные вопросы. Можно писать нескольким лицам одновременно; можно посылать мысли во все концы мира, потому такое качество называется «преддверием делимости духа».

146. Но необходимо от школы развивать уявление внимания. Оно нужно для Надземного Мира, иначе путник попадет в разнообразие новых впечатлений и теряет возможность их усвоить. Не воспитав в себе внимательности, человек утопает в волнах неиспытанных вибраций и погружается в хаос.

147. Разнообразие привходящих обстоятельств обогащает возможность новых наблюдений. Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения.

148. Лишь немногие приносят из Надземного Мира наблюдательность. Обычно зачатки ее должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах. Не нужно, чтобы лишь учитель в школе развивал наблюдательность. Можно самому понять ценность такого качества, открывающего путь земной и надземный.

Малыш может усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Он не может воспринять высших проявлений. Он коснеет в круге предубеждений. Он не может ускорить продвижения и остается, как протухший водоем. Так может ли такой учитель распознать впечатления Надземного Мира? Может ли он увидеть чудесные проявления земной Природы? Только ревностное воспитание наблюдательности может преобразить даже самый обыденный быт.

Наблюдательность поможет научиться самому трудному — распознаванию людей.

149. Могут спросить — как отличить нововошедшего? Конечно не по словам. Лучше примите старый способ Востока — по глазам, по походке и по голосу. Глаза неподдельны, походка и голос, конечно, могут скрыть истину при особом умении, но совокупность всей триады признаков безошибочна.

Неужели люди думают, что они могут скрыть наивно ложь лишь наглыми словами? Слова не стоят одного кивка головы. Полет выдает породу птиц. Хищник издалека являет себя. Клекот орла не подобен соловьиной песне.

Что же делать, если иные люди утверждают, что все индусы на одно лицо, что нельзя различить китайцев, монголов и арабов друг от друга! Можно ли этим людям поручить различие по глазам и по походке? Для них все люди ходят на двух ногах и все глазеют.

Отсутствие анализа может оскорбить самого терпеливого руководителя. Многие даже не могут установить род занятия жильца по особенности его жилища. Степень не наблюдательности поражающа. Люди не могут заметить предметов, угрожающих их темени. Не могут перечислить десять окружающих предметов. Не могут указать самых простых обстоятельств обстановки. Для них все ничего, ничто и нигде. Это уже не степень беспечности, но тупость невежества. Обойдите таких двуногих!

Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живет с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо.

Наблюдательность или, вернее, зоркость есть начало орлиного глаза, о котором вы уже давно знаете. Услышать о зоркости — для кого-то уже значит прозреть, а прозреть — значит увидеть путь мира к общине.

150. Нужно в школах развивать способность наблюдать.

С целью самопознания и самосовершенствования учащихся можно успешно применять следующую методику:

«В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например — раздражения, грубости, или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т.д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества».

(Е.И. Рерих. Письма, том 2-й, от 19.4.38)

<<Предыдущая глава    Следующая глава>>